Звери как люди. подборка животных с человеческими эмоциями

Этология, наука о поведении животных, — сравнительно молода. Поэтому она часто преподносит ученым сюрпризы. Выясняется, например, что пьяные самцы мышей склонны к полигамии, а моржи не прочь сыграть с чайками в футбол. «Афиша Daily» рассказывает об этих и других удивительных открытиях

Рыбы, знающие нас в лицо

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Рыбы обычно считаются довольно «глупыми» существами, но последние исследования показывают, что это не так. В частности, рыбы оказались способны распознавать человеческие лица.

Пятнистые брызгуны (Toxotes chatareus) знамениты своим способом охоты на насекомых — они сбивают жертву струей воды с нависающих над водой веток. Именно поэтому их и выбрали в качестве подопытных — такая стрельба требует хорошо развитого зрительного аппарата.

Рыбам в ходе экспериментов демонстрировали фотографии человеческих лиц над поверхностью воды. При попадании струей в нужное лицо брызгун получал корм.

После обучения тому, куда надо стрелять, чтобы получить еду, рыбы участвовали в двух экспериментах: в первом фотографии лиц были цветными, а во втором — черно-белыми (это исключало возможность распознавания по цвету).

Максимальная точность распознавания лиц в двух экспериментах была от 77 до 89 процентов. Так что не обижайте брызгунов — рыбка запомнит ваше лицо и однажды, когда вы будете меньше всего этого ожидать, плюнет в него мощной струей грязной воды.

Читать подробнее nature.com

Заразительный смех попугаев

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Как оказалось, смех (точнее, его аналог) есть не только у людей. Новозеландские попугаи кеа (Nestor notabilis), обладающие богатым игровым поведением, во время игры издают особые звуки. Ученые решили проверить, могут ли они передавать «хорошее настроение» остальным особям. Также для контроля были взяты записи пения другого вида птиц — длинноногой петроики (Petroica australis), распространенной в том же ареале, а также монотонный гул в качестве контрольного образца. Оказалось, что при проигрывании звуков попугаи действительно вступают в игру в несколько раз чаще — причем зачастую не присоединяются к уже идущей игре, а начинают новую. Другими словами, они входят в игривое настроение, а не воспринимают звуки как приглашение присоединиться к уже идущей игре.

Читать подробнее cell.com

Пьяные авантюры мышей

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Американские степные полевки (Microtus ochrogaster) — животные моногамные. Это означает, что пара живет вместе и заботится о потомстве вдвоем, при этом не спариваясь с другими особями. Ученые решили проверить, как на отношения в семье полевок повлияет алкоголь, — и получили крайне интересный результат. Подвыпившие самцы начали активно приставать к другим самкам помимо своей подруги, уговаривая их спариться. При этом самки стали только сильнее сторониться чужих самцов. Скорее всего, это связано с тем, что алкоголь напрямую воздействует на центр в мозге, отвечающий за моногамность.

Читать подробнее pnas.org

Пингвины-тунеядцы, сидящие на шее у родителей

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Не только человеческие дети способны на такое. Оказывается, у различных морских птиц — в частности, у галапагосских пингвинов (Spheniscus mendiculus) — тоже развит такой вид поведения. Пингвины-подростки, иногда не уступающие взрослым по размеру, часто подходят к родителям, чтобы попросить у них еды, — а те не отказывают. По крайней мере в сытое время, а в голодные годы иждивенцы чаще отхватывают только эфемерного леща (клювом по голове). Ученые полагают, что такое поведение повышает выживаемость потомства, — при подкорме со стороны родителей в то время, когда подростки еще не очень хорошо умеют ловить рыбу, последние не рискуют умереть голодной смертью.

Читать подробнее bioone.org

Моржовый футбол с птицами вместо мяча

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

И снова возвращаемся к игровому поведению. На этот раз — у молодых тихоокеанских моржей (Odobenus rosmarus divergens). Объект игры у них совсем необычный: это случайно подвернувшиеся им под руку морские птицы. Молодые ластоногие могут топить, обрызгивать, подбрасывать несчастных птиц или даже играть ими как мячами. Взрослые моржи никакого интереса к птицам не проявляют, что доказывает: такое поведение — не более чем игра. Плохо быть птицей на лежбище моржей. Но, как утверждают авторы исследования, гибнут при этом птицы редко — всего в 1 из 71 случая опасной игры.

Читать подробности springer.com

Лучшие друзья человека

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Несмотря на то что самый близкий к человеку генетически вид — это шимпанзе (различия с человеческим геномом в среднем 1 нуклеотид из 100, то есть 1%), по «социальному интеллекту» — социальным навыками кооперации и обмена знаниями — к людям ближе всего не они, а собаки. К такому выводу пришли ученые из США и Германии, решившие сравнить социальный интеллект у детей, шимпанзе и собак.

Социальные навыки у всех трех видов оценивали с помощью игр, в которых испытуемые должны были невербально сообщать друг другу о спрятанных вещах, а также с помощью одинаковых тестов на общее когнитивное развитие.

Если в последних разница была незначительна, то тесты на социальные навыки детям и собакам удавались гораздо лучше, чем шимпанзе. У детей и собак оказались более схожие индивидуальные различия в выполнении тестов на социальные навыки.

Авторы предполагают, что полученные данные — результат многовековой совместной эволюции собак и человека.

Читать подробнее sciencedirect.com

Вампирское великодушие

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Обыкновенные летучие мыши-вампиры (Desmodus rotundus), как и многие другие родственные виды, спят все вместе — большими колониями. Ученым удалось в ходе такой совместной спячки подсмотреть интересное социальное поведение. Возвращающиеся с охоты вампиры кормили принесенной с собой кровью других особей, причем необязательно противоположного пола. Как выяснилось, делается это не только по доброте душевной, а еще и с вполне определенной выгодой — чем щедрее вампир, тем больше других членов колонии подкормят его самого в голодные времена. Неблагодарных скупердяев же, наоборот, почти не подкармливают.

Сварливые жены амадин

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

У зебровых амадин (Taeniopygia guttata) самец и самка распределяют родительские обязанности поровну: одна птица остается в гнезде, вторая отправляется за пищей. Ученые, разводя несколько пар амадин в вольере, нарочно задерживали самцов, не давая им вернуться в гнездо ко времени, — и тогда у птиц начиналась самая настоящая ссора. Пара начинала перекликаться быстрее, чем обычно, и «на повышенных тонах». Самое интересное, что после такой ссоры самка нередко сама задерживалась вдали от гнезда — мол, ему можно, а мне что, нельзя? При этом чем дольше длился спор, тем меньше после него задерживалась самка. Так что в таких ситуациях у амадин все точно как у людей.

Странный выбор тунгарской лягушки

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Как выбрать правильного самца, если ты — самка тунгарской лягушки (Engystomops pustulosus)? Очевидно, по голосу. Например, чем дольше длится брачная песня самца, тем он привлекательнее — тут все очевидно. Однако ученые обнаружили, что при выборе партнера существует так называемый «эффект приманки», ранее известный только для людей, — это когда третья альтернатива заставляет вас принимать иррациональное решение. Условно говоря, если у вас есть возможность купить два телефона — один за 10 000, а второй за 15 000, но с более высокими характеристиками, а для вас важнее низкая цена — вы, скорее всего, выберете вариант за 10 000. Однако если в этот момент вам предложат еще третий вариант — за 20 000, — вы вероятнее выберете середину — за 15 000.

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/5293-vedesh-sebya-kak-zhivotnoe-10-udivitelnyh-shodstv-v-povedenii-zverey-i-lyudey/

Воины-звери: как люди превращались в животных, чтобы побеждать в битвах

В истории разных народов есть упоминания об особого рода воинах, отождествлявших себя с животными.

Учёные часто пытаются объяснить их феномен сохранившимися следами древних религиозных представлений о родстве между человеком и определённым животным.

Порой при строгом рассмотрении теория о связи воина и зверя оказывается иллюзией, а иногда она вполне реальна. Лайф изучил четыре случая «воинов в звериных шкурах»: иллюзорный, гипотетический и два действительных.

О берсерках слышал любой, кто хоть немного интересовался скандинавской историей и мифологией. Известно, что берсерки были воинами, способными впадать в особую боевую ярость, от которой их сила и ловкость значительно возрастали.

Они приходили в состояние боевого экстаза, выпив отвар мухоморов, что значительно снижало их чувствительность к боли (по легендам, берсерки продолжали биться даже с несколькими стрелами в теле). Сражались берсерки в медвежьих шкурах или вовсе обнажёнными, из-за чего их считали способными превращаться в медведей.

Некоторые полагают их членами тайного мужского союза, почитавшего бога Одина и внутри которого они проходили обряды посвящения в воины. Увы, почти всё это — неправда.

Упоминания о берсерках действительно есть в древней скандинавской поэзии, но они немногочисленны и понять из них можно только то, что берсерки были воинами, бившимися с особым неистовством, например, они рычали во время схватки.

Связь их с медведями обусловлена лишь гипотезой об этимологии слова berserkr. Если во второй его части языковеды более или менее единодушно видят serkr  — «рубашка», то для первой части предлагается два объяснения: «медведь» и «голый».

Соответственно, берсерк получается или одетым в «медвежью рубашку» (шкуру), или вовсе голым.

Сторонники второй версии указывают на слова Тацита о германцах, идущих в бой обнажёнными, а также напоминают, что в скандинавских языках прагерманское слово *ber  в значении «медведь» не засвидетельствовано.

Оно есть в других германских языках, например в древнеанглийском (bera) или древневерхненемецком (bero), скандинавы же называли медведя созвучным, но всё-таки иным словом — bjǫrn.

Если же название берсерков происходит не от медведя, то все дальнейшие построения об их связях с медвежьими культами и отголосками древнего тотемизма рушатся.

Нет надёжных свидетельств и в пользу того, что берсерки были членами неких тайных мужских союзов, выполняли особые ритуалы и проходили обряды посвящения.

Идея существования в древности у германцев таких союзов была популярна в 1930-х годах в националистически ориентированных кругах немецких учёных, самым известным из которых был Отто Хёфлер, автор книги «Культовые тайные союзы германцев» (1934), в которой таким секретным обществам приписывалась главная роль в создании германских государств. Берсерки оказались удобными кандидатами для такого союза, и ещё до Хёфлера фольклористка Лили Вайзер написала работу, где были предложены почти все ставшие потом широко известными представления о берсерках. Другие учёные некритически использовали материалы по скандинавским культам в трудах по сравнительной мифологии, тотемизму и тайным обществам, полностью доверяя их авторам. Так берсерки превратились в адептов тайного воинского культа.

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Что касается отвара из мухоморов, который якобы вселял в берсерков боевую ярость, то тут и вовсе анекдотическая история.

Ещё в XVIII веке шведский учёный Самюэль Эдманн высказал предположение, что, подобно жителям северо-востока Азии (например чукчам), берсерки могли использовать отвар из мухоморов.

За годы предположение Эдманна, кочуя из работы в работу, постепенно превратилось в утверждение. Но нет никаких свидетельств, что хотя бы один берсерк съел мухомор.

Поучительна история «ритуального танца берсерков», который якобы в X веке исполняли, надев медвежьи шкуры, викинги, находившиеся в Константинополе на службе у византийского императора.

Упоминания об этом со ссылкой на труд английского археолога Хильды Эллис-Дэвидсон «Языческая Скандинавия» очень часты в популярных книгах и на сайтах, посвящённых скандинавским древностям.

Филолог Мария Елифёрова изучила историю этой идеи и обнаружила, что этот рассказ вовсе не соответствует действительности.

Эллис-Дэвидсон ссылается на описание танца викингов в книге византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Танец там действительно описан, но исполняли его не служившие в императорском войске варяги, а сами византийские придворные.

Представлял он собой святочное развлечение под названием «готская игра», причём «готами», наряженными в шубы мехом наружу, были только двое из участников обряда.

Читайте также:  Кошачий запах: причины, как избавиться, способы и средства

В этом теперь легко убедиться, так как соответствующая глава книги Константина Багрянородного была в 2015 году переведена на русский язык византинистом Андреем Виноградовым и издана.

В дальнейшем видный филолог Якоб Гримм, рассказывая об этом византийском обычае, предположил, что роль готов в нём могли исполнять варяги (готов в X веке в Византии уже не было), а также назвал происходящее боевым танцем. Но Гримм не связывал обряд с берсерками и даже не считал его германским.

Он видел в нём отражение войн с готами, которые византийцы вели в VI веке. В 1927 году уже упоминавшаяся Лили Вайзер убеждённо писала, что в обряде участвовали варяги из Швеции, что они были одеты в шкуры как берсерки, а само действие было скандинавским новогодним обрядом.

Более поздние исследователи уже говорят, что шкуры на викингах были волчьими или же медвежьими.

Кем в действительности были упоминающиеся в скандинавских сагах и поэзии берсерки, однозначно ответить трудно. Вероятно, в разное время значение термина различалось.

Изначально берсерками вообще могли называть не людей, а каких-то мифических героев, потом это название перешло на воинов, а в поздних родовых сагах они и вовсе превратились в разбойников, нападающих на усадьбы исландцев и побеждаемых главным героем. Поскольку доказанной связи с животными у берсерков нет, мы их оставим.

Гипотетические волки

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Многие учёные разделяют гипотезу, что в древности у предков нынешних индоевропейских народов существовали объединения молодых воинов под покровительством божества, имевшего облик волка или пса. Некоторое время юноши должны были жить отдельно от соплеменников, ведя жизнь волка, то есть занимаясь убийствами и грабежом. В рамках ритуала они как бы сами становились волками. Пройти через этот обряд было необходимо, чтобы получить статус полноправного взрослого члена племени.

Стоит помнить, что данная гипотеза основана на отдельных указаниях на подобные ритуалы, которые учёные находили, сопоставляя слова, мифы, литературные источники и даже предметы изобразительного искусства различных индоевропейских народов.

Именно поэтому в заголовке данного раздела волки названы гипотетическими. В историческое время такие союзы юношей-воинов неизвестны.

Наиболее близок к ним спартанский обычай криптии — «тайной войны», которую должны были вести юноши против илотов — порабощённых спартанцами жителей Пелопоннеса. Плутарх рассказывает об этом так:

Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов

Но участники спартанской криптии не отождествляли себя с волками и не упоминали волков или собак в своих обрядах. У осетин возмужавшие юноши должны были принять участие в набегах, называвшихся балц. Причём их часто именуют словом к’орд, «стая», как и стаю волков. Согласно Страбону, и у древних персов процесс воспитания юношей включал в себя период жизни в лесу и добывания пищи воровством.

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Зато люди-волки упомянуты в древних текстах на хеттском языке. В скандинавских источниках можно прочитать о воинах в волчьих шкурах (úlfheðnar). Предполагается, что слово λύσσα, обозначавшее в поэмах Гомера воинскую ярость, происходит от слова λύκος — «волк». Интересно, что у других греческих авторов это слово употребляется и в значении «собачье бешенство».

С представлением о воинах-псах пытаются связать и имя кельтского героя Кухулина («пёс Кулана»), которое он принял вместо своего детского имени Сетанта, совершив первый подвиг.

Аналогию пытаются видеть даже в легенде о выкормленных волчицей Ромуле и Реме: в данном случае дружиной юных воинов-волков предстают собранные ими изгнанники, ставшие населением только что основанного Рима.

Герой осетинского эпоса Сослан был в детстве закалён при помощи купания в волчьем молоке. На скифских украшениях встречаются воины с человеческими телами и собачьими (или волчьими) головами.

Эти и некоторые другие доводы приводятся в пользу существования у древних индоевропейцев союзов воинов-волков, но, повторим, в историческое время не встречается случаев, когда бы сочетались и наименование «волк», и традиция воинской инициации юношей.

Древние ягуары и орлы

Большую часть армии государства ацтеков составляло ополчение, куда при необходимости призывались все взрослые мужчины. Но существовали и воины-профессионалы, среди которых выделялись различные категории. Если воин совершал не менее двадцати подвигов, он мог попасть в число «стриженых» (quaquachtlin).

В качестве знака отличия «стриженые» действительно сбривали волосы на голове, оставляя только прядь за левым ухом, повязанную цветной лентой. Если «стриженым» мог стать простолюдин, то в число «знатных воинов» можно было попасть только благодаря сочетанию военных заслуг и происхождения.

У этого разряда была причёска в виде косы, заплетённой около ушей.

Наконец, те, кто больше всего нас интересует, — элита ацтекского войска: воины-ягуары (ocēlōtl) и воины-орлы (cuāuhtli). Все они были знатного происхождения, авторы-европейцы сопоставляют их с членами рыцарских орденов.

Сохранились упоминания, что простолюдины становились «орлами» или «ягуарами» очень редко, в знак признания особых воинских заслуг. Войти в их число могли только взрослые, уже женатые мужчины. Стать членом этих элитных подразделений можно было, захватив определённое число (обычно двенадцать) пленных.

Убийство врага считалось не столь почётным, как его пленение, и даже порой осуждалось, так как свидетельствовало о недостаточной искусности воина. Пленников же приносили в жертву богам.

Когда ацтеки воевали с испанскими конкистадорами, они однажды приложили большие усилия, чтобы оглушить, связать, дотащить до своего лагеря и принести в жертву двух испанских лошадей, и сочли это великим подвигом.

Отличительным знаком «ягуаров» была накидка из шкуры ягуара, а «орлов» — накидка, отделанная птичьими перьями. Головные уборы тоже изображали соответственно голову ягуара и орла. Покровителем «ягуаров» считался бог Тескатлипока, а «орлов» — Уитслипочтли.

Известно, что у воинов-орлов существовало особое святилище, где на алтаре размещался образ солнца в виде бабочки. Два раза в год, в декабре и марте, «орлы» и «ягуары» устраивали торжественные праздники, сопровождавшиеся ритуальными поединками между ними.

И современные леопарды

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

В Западной и Центральной Африке существовали (а отчасти существуют и сейчас) многочисленные религиозные общества. Среди них есть полностью секретные, частично секретные, полностью открытые, мужские, женские и смешанные. Есть союзы знахарей, есть союзы охотников, есть земледельцев. Во многих тайных обществах существуют развитые системы ритуалов и подробные учения. Как правило, секретные союзы имеют религиозную природу. Их адепты верят, что, когда они находятся в состоянии экстаза, в них вселяется почитаемое ими божество или же они обращаются в животное (от черепахи до антилопы). Например, члены тайного союза Мале, возникшего у народа мбоко, а потом распространившегося среди его соседей в Камеруне и Восточной Нигерии, считали своим покровителем слона. А те из них, кто достиг двух высших степеней посвящения, были уверены, что в состоянии транса переселяются в тело слона, причём у каждого из них в лесу имелся свой слон-двойник.

Крупные тайные союзы действуют на территориях нескольких стран, имеют сеть филиалов, а их высшие руководители весьма могущественны.

В предколониальный и колониальный периоды истории Африки тайные общества обычно служили опорой традиционной власти от деревенских старейшин и вождей племён до царей.

Они улаживали конфликты, наказывали тех, кто не подчинялся распоряжениям властей, порой даже добивались прекращения междоусобных воин.

Некоторые из союзов обладали большой властью. Союз «Поро», адепты которого живут на территории современных Либерии, Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуара, в XVIII веке активно вмешивался в борьбу местных княжеств, посылая на помощь своим союзникам вооружённые отряды. И влияние его не исчезло в XX веке.

Уильям Табмен, президент Либерии в 1944—1971 годах, был верховным главой союза «Поро» (а одновременно методистским священником и гроссмейстером масонской ложи Либерии). Видным членом «Поро» был и Чарльз Тейлор (президент в 1997—2003 годах).

Этот пример показывает, что в современной Африке нередко происходит сращивание тайных обществ и органов официальной власти.

Но существовали и такие тайные союзы, которые активно противостояли традиционной морали и местной власти. Их члены практиковали вредоносную магию, каннибализм, грабежи, убийства и похищения людей. Для вступления в такое общество, как правило, нужно было принести в жертву человека, часто — своего близкого родственника.

Наиболее известным из таких криминальных союзов стало общество «людей-леопардов», которые действовали на территории нынешних Либерии, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуара, Габона, Камеруна, Конго и Демократической Республики Конго (Заир).

В отличие от крупных транснациональных союзов типа «Поро» общества «людей-леопардов» могли быть независимыми друг от друга и действовать локально. Свои нападения «леопарды» совершали ночью, надевая на себя звериные шкуры, а в качестве оружия часто использовали перчатки с металлическими когтями и накладные клыки.

Массовые убийства, совершённые «людьми-леопардами», стали широко известны европейцам в последнее десятилетие XIX века, а самые недавние случаи относятся к 1950-м годам.

Кроме «людей-леопардов» в различных местах Африки население терроризировали «люди-львы» (ДР Конго, Ангола, Танзания), «люди-крокодилы» (Конго, Либерия, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гамбия), «люди-питоны», «люди-бабуины», «люди-шимпанзе», «люди-гиены» и другие.

Источник: https://life.ru/916840

Звери, которые умеют смеяться — Naked Science

Есть ли у животных чувство юмора?

Еще Дарвин считал, что обезьяны умеют смеяться, а слоны ? плакать. В кинофильмах шимпанзе часто смеются. А вот в зоопарке, за решеткой ? практически никогда. Так что же означают их гримасы: радость ? или попытки подражать людям?

Звериная щекотка

Джейн ван Лавик-Гудолл, наблюдая в 1970-х за обезьянами в заповедниках, отмечала, что во время любовных игр самки часто щекочут самцов, а матери-шимпанзе ? своих детенышей. Те, в свою очередь, в ответ издавали специфические для шимпанзе «булькающие» смешки. 

С тех пор количество животных, чье поведение ученые смогли уподобить человеческим проявлениям радости и смеха, все увеличивалось. Например, крысы, которые очень чувствительны к щекотке.

Самый настоящий цирк устраивают стаи попугаев в южноамериканских джунглях.

Одна из птиц при этом играет роль клоуна: попугай делает вид, будто упал с ветки и не может взлететь ? под дружный хохот своих сородичей.

  • Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями
  • ©Flickr/ somesai
  • Дрозды издеваются над кошками
Читайте также:  Барханный кот: фото, внешний вид, описание, характер и рацион

Не обязательно ездить на край света, чтобы отметить чувство юмора у животных. Достаточно выйти в парк или в собственный сад. Представьте себе картину: кошка собирается разорить гнездо дроздов.

Дрозд-самец начинает кружить над хищницей, отпугивая ее громкими криками. Мать же семейства скачет вблизи от кошки, притворяясь раненой. Кошка следует за ней, также встревоженная шумом от самца.

Оказавшись же на безопасном расстоянии от гнезда, родители улетают вместе, оставив кошку в дураках, при этом громко гогоча от радости.  

Звери без чувства юмора

Многие собачники абсолютно уверены, что их питомец умеет смеяться. Лошади при расчесывании вблизи подмышек начинают громко ржать. У ученых не осталось сомнений, что смех и чувство юмора присущи далеко не только людям. Однако все ли животные умеют смеяться?

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

©Flickr/ Digital-Daze

Всем известны «крокодиловы слезы». Но на самом деле железы под глазами аллигаторов всего-навсего выводят излишки соли, при этом животное не испытывает никаких эмоций ? даже несмотря на широкий оскал. Хищники семейства кошачьих также никогда открыто не проявляют эмоций, аналогичным человеческому смеху или слезам. Очевидно, юмор не совместим с кошачьим чувством достоинства.   

Зачем нужен смех?

Но шутки в сторону. Возникает законный вопрос: если животным присуще чувство юмора, какую же функцию оно выполняет? Почему эволюция снабдила зверей (включая человека) щекоткой, способностью шутить и смеяться? В чем практическая польза от улыбок и смеха? Однозначного ответа последователи Дарвина все еще дать не способны. Исследования животного чувства юмора продолжаются.

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

©Flickr/ Simon/ brent 0887

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/zveri-kotorye-umeyut-smeyatsya

Что чувствуют животные и есть ли у них эмоции

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Плачут ли слоны от печали и радости?

В сентябре 2013 года в зоопарке китайского города Жунчэн слониха наступила на недавно родившегося детёныша. Ветеринары осмотрели его и вернули матери через два часа, но та вновь напала на него, из-за чего детёныша пришлось у неё забрать. По словам сотрудника зоопарка, слонёнок, от которого отказалась мать, плакал пять часов без перерыва.

В июле же 2014 года в индийском городе Аллахабад спасли слона, который, как предполагают эксперты, попал в руки к браконьерам вскоре после рождения и провёл в неволе 50 лет. Он переходил от одного владельца к другому, над ним всё время издевались: били и даже тыкали в него копьями, чтобы он вёл себя послушно.

Когда спасатели прибыли на место и начали вызволять слона из цепей, он заплакал.

Нельзя точно сказать, из-за чего рыдают слоны. Как утверждают сотрудники Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, плакать способны почти все млекопитающие: слёзы увлажняют глаза и защищают их. Но в психологии и неврологии нет устоявшегося определения эмоций, поэтому, рассуждая о них, учёные полагаются в основном на собственный опыт.

Одно известно точно: слоны отличаются сложным социальным поведением. Они могут радоваться встрече с сородичем, рождению детёныша, а также хоронить других слонов, скорбить по умершим и проявлять альтруизм.

Невролог Джозеф Леду из Нью-Йоркского университета говорит о том, что эмоции у животных — это часть механизма выживания и адаптации, позволяющего сосуществовать с другими.

Страдают ли животные психическими расстройствами?

В июне 2014 года американский историк науки Лорел Брайтман выпустила книгу «Безумство животных», где описала психические расстройства, которые наблюдала у зверей по всему миру. Сравнив их с болезнями людей, Брайтман заключила, что между психологией человека и животного удивительно много общего.

Автор увлеклась темой после того, как её бернская овчарка стала вести себя странно: охотилась на несуществующих мух, вылизывала свой хвост до боли и выпрыгивала из окна четвёртого этажа.

Врачи пришли к выводу, что овчарка страдала чем-то, схожим с обсессивно-компульсивным расстройством у людей: её поведение напоминало тех, кто, например, постоянно моет руки.

Брайтман, обеспокоенная здоровьем своей собаки, посвятила следующие семь лет путешествиям, за время которых узнала о горилле, страдающей от панических атак, тигре с лицевыми тиками, белом медведе, который плавал по 12 часов восьмёрками в бассейне зоопарка, китах, совершавших самоубийство, и попугаях, выдиравших свои перья.

Как и в случае с людьми, психические болезни у животных вызывают серьёзные травмы: стихийные бедствия, издевательства, потеря близких. Так, Брайтман рассказывает о собаках, служивших на войне в Ираке и Афганистане: они страдали теми же симптомами посттравматического стрессового расстройства, что и ветераны. При этом помогают животным те же виды терапии и лекарств, что и людям.

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Ещё в 1947 году один из основоположников бихевиоризма Беррес Скиннер выяснил, что поведение, похожее на суеверия у людей, свойственно голубям. Он провёл эксперимент, по ходу которого изо дня в день кормил птиц в клетке в одно и то же время.

К концу исследования у большинства голубей выработались суеверия: так, один из них думал, что может получить еду, если начнёт вращаться вокруг собственной оси, другой решил, что для этого нужно резко покивать головой.

В июле 2014 года появилось другое исследование, которое свидетельствовало о том, что обезьяны склонны находить в последовательностях закономерности, никак не влияющие на происходящее.

По мнению учёных, такое поведение характерно для всех приматов: это один из способов адаптироваться к окружающей среде, где такие последовательности иногда прослеживаются. Например, если животное находит где-то фрукт, то с высокой вероятностью рядом лежит ещё один, а где-то неподалёку растёт дерево, с которого фрукт и упал.

Переоценивают ли люди способности домашних животных?

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Большинство опросов показывают, что самыми умными домашними животными считаются собаки. Недавнее исследование, проведённое Университетом Монаша (Австралия), показало: чем сильнее человек привязан к собаке, тем выше он оценивает её способности.

Владельцы верят, что собака может чувствовать эмоции и имитировать поведение человека, обманывать и решать несложные задачки. Почти половина владельцев сравнила свою собаку по умственному развитию с ребёнком 3–5 лет, хотя на деле способности собак сопоставимы со способностями детей 2–3 лет.

Между тем собаки всё равно довольно умны: есть доказательства того, что они действительно чувствуют эмоции владельцев и могут научиться решать несложные проблемы, следуя чьему-то примеру.

В то же время собаки не чувствуют вину за содеянное, а просто реагируют на поведение владельца: они могут притворяться виноватыми, даже если ничего плохого не сделали.

изображение via: https://www.flickr.com/photos/tammyjq41/

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206127-animal-emotions

Разум животных. Есть ли у зверей язык и мышление?

Люди привыкли считать себя венцом эволюции на Земле и хозяевами природы, а к соседям по планете относятся в лучшем случае как к безропотным слугам и неразумным игрушкам. Но исследования показывают, что животные гораздо умнее, чем казалось. Они обладают поразительной памятью, они способны учиться у нас и даже понимать наш язык. Вот только делает ли это их разумными?

Мы называем порой зверей друзьями — это уступка любви. Дружить можно только с себе подобными.
Кир Булычёв «Разум для кота»

Ещё древнегреческие философы полагали, что у животных есть умственные способности — например, к обучению.

В III веке до нашей эры в научных трудах появилось понятие инстинкта — способности совершать действия, спровоцированные неким внутренним убеждением.

Средневековые философы, напротив, не могли даже помыслить, чтобы кто-то, кроме человека, обладал разумом и свободой воли. По их мнению, за инстинктом стояла божья воля, которая вынуждала животное вести себя тем или иным образом.

С возникновением в XVIII веке естествознания исследователи стали применять по отношению к животным оба понятия: и инстинкт, и разум. Тогда же немецкий учёный Герман Реймарус впервые ввёл научное определение инстинкта — «способность производить одинаковым образом ряд действий независимо от опыта, размышления и намерения». Что в целом не сильно отличается от современных представлений.

А вот под термином «разум» в отношении животных понималось не совсем то, что сейчас. К проявлениям разумности относили любую деятельность, с помощью которой животные приспосабливались к тем или иным изменениям, что, пожалуй, не совсем верно.

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

«Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живёт без законов и без справедливости» — Аристотель

Научное сообщество надолго разделилось по этому вопросу на два лагеря. Одни считали братьев наших меньших глупыми и примитивными созданиями, не способными к умственной деятельности. Другие, наоборот, превозносили разум животных, приписывая им человеческие свойства, вроде сознания и сложных эмоций. Последний подход получил название антропоморфического.

Звери как люди. Подборка животных с человеческими эмоциями

Первым критиком антропоморфизма стал французский натуралист Жорж-Луи Бюффон.

В книге «Всеобщая и частная естественная история» он приводил примеры сложных ритуалов насекомых, подчёркивая, что они несут не интеллектуальный, а инстинктивный характер.

Да и элементарные действия животных, не относящиеся к инстинктивным, он не считал проявлением разума. При этом Бюффон утверждал, что одни виды сообразительнее других.

В середине XIX века учёные впервые применили к психике животных метод сравнительной оценки. Пионером в этом направлении стал Фредерик Кювье, брат знаменитого натуралиста Жоржа Кювье. Наблюдая за животными в той или иной ситуации, он пытался провести грань между разумным и инстинктивным поведением.

В своих исследованиях Кювье пришёл к выводу, что инстинктивные действия совершаются «слепо, необходимо и неизменно», тогда как разумные действия обусловлены выбором и обстоятельствами.

Кроме того, Кювье сравнивал интеллектуальные способности разных животных и фиксировал проявление инстинктивных действий в непривычных для животного условиях.

Немалый вклад в исследование поведения и психики животных внёс Чарльз Дарвин. Он одним из первых попытался объективно оценить психические явления, которые считались субъективными, — например, эмоции. Он разделил поведение животных на три категории: инстинкт, обучение и способность к «рассуждению».

Также Дарвин утверждал, что разница между психикой людей и высших животных заключается в степени, а не в качестве, поскольку и у человека, и у животных психическая деятельность — результат эволюции.

Его соратник Джордж Роменс развил идею, утверждая, что животные совершают разумные действия, приспосабливаясь к меняющимся условиям внешней среды (кто лучше приспособится, тот и выживает).

Проблемой соотношения инстинктивного и приобретённого при обучении занимался английский психолог Конвей Ллойд Морган, выдвинувший гипотезу  что личный опыт животного может вызывать изменения его инстинктов. Он вывел собственный критерий для определения разумности (ныне известный как «канон Ллойда Моргана»):

Нельзя интерпретировать действие как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить наличием у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале.

Кроме того, Моргана интересовало, как протекает процесс обучения у животных. Его ученик Эдвард Торндайк продолжил работу в этом направлении. Он пришёл к выводу, что животные для решения тех или иных задач совершают интеллектуальные акты методом «проб и ошибок».

Торндайк утверждал, что «законы научения» для всех животных одинаковы, разве что некоторые животные (в первую очередь обезьяны) усваивают всё быстрее других; к тому же выяснилось, что приматам свойственны некоторые поведенческие реакции, которые прежде считались присущими только человеку.

Читайте также:  Почему кошки любят бодаться и тереться головой: физиология и причины поведения

Обнаружив сходные элементы в психологии человека и животных, учёные начали искать у братьев наших меньших «человеческие» признаки поведения или хотя бы нечто похожее. И поиски дали немало интересных результатов.

Мы вам всё припомним

Часто инстинкту противопоставляется мышление — способность решать неординарные поведенческие задачи. Трудность задачи значения не имеет — инстинкт тоже способен управлять сложными поведенческими актами.

К примеру, свои огромные, оснащённые сложными коммуникациями жилища маленькие слепые термиты строят в силу инстинкта, и им не нужно получать высшее инженерное образование, чтобы безошибочно сконструировать превосходную вентиляционную систему.

Истинно интеллектуальную деятельность отличает гибкость мышления, с которой животное может приспособиться к внезапным изменениям условий.

А приспособление к изменению условий немыслимо без памяти и обучения. В принципе, в той или иной степени обучаемы практически все животные, за исключением самых примитивных.

Чем дольше в их памяти хранится полезная информация, тем чаще она может использоваться.

Источник: https://www.mirf.ru/science/razum-zhivotnyh

Эмоции у животных (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Разумность братьев наших меньших…………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………..…………………..14

Введение

В психологии, да и в повседневной жизни, человеческую эмоциональность часто противопоставляют рациональности. Важно сделать из этого верный вывод: эмоциональный — не значит менее развитый в интеллектуальном плане.

Наши эмоции формировались на протяжении миллионов лет эволюции в тесной взаимосвязи с развитием познавательных способностей, интеллекта и с усложнением отношений между сородичами.

В этом смысле человек — самое эмоциональное животное на Земле.

Только интеллектуально развитый Homo sapiens способен тонко чувствовать и сопереживать другим.

Порой кажется, что наша эмоциональная сфера свободна от всякой «биологии», интеллект позволяет распространять чувства на как угодно далекие объекты — например; мы способны гордиться своей страной или ощущать вину за неприглядное поведение соотечественников на другом конце света. И все же богатством сложных, опосредованных разумом эмоциональных ощущений человек, по-видимому, обязан своим обезьяньим предкам.

Исключительная роль эмоций в жизни человека никогда не вызывала сомнений, Актуальность вопроса связанна с интересом человека, пытающегося испокон времен понять, что и как чувствуют животные.

Долгое время животные представлялись ученым чем-то вроде живых машин. В ХVII веке французский философ и естествоиспытатель Рене Декарт пришел к выводу, что в отличие от человека животные являются лишь «рефлекторными автоматами».

И только два столетия спустя Чарльз Дарвин уверенно заявил, что высшие животные — не биороботы, они обладают набором эмоций и эти эмоции во многом сходны с человеческими.

В книге «О выражении эмоций у животных и человека» (1872) Дарвин впервые предложил научный взгляд на природу человеческих эмоций и обосновал наличие эволюционных корней у наших чувств страха, гнева, горя, радости, удивления (интереса).

Он был уверен, что все эти эмоции, по крайней мере в зачаточном виде, присутствуют ну высших млекопитающих, включая обезьян я домашних питомцев— собак и кошек. Утверждая это, Дарвин опередил свое время, к гипотезам о богатом внутреннем мире животных многие еще долго относились скептически.

  • Высшие животные — не живые машины. В конце ХIХ века это начал показывать великий Чарльз Дарвин
  • Цель данной работы – Исследовать наличие сознания и эмоций у животных.
  • Задачи:
  • · Проанализировать основные повадки животных;
  • · Произвести сравнительный анализ человеческих эмоций с эмоциями животных;
  • · На примерах найти подтверждение тому, животные обладают сознанием и эмоциями в некоторой степени;
  • Предметом исследования являются научные изыскания по данному вопросу.
  • Объектом исследования выступает животный мир нашей планеты.
  • Разумность братьев наших меньших
  • Сознание, интеллект, эмоции у животных, проявляющиеся при функционировании мозга на основе биоматериалов, точно так же могут быть реализованы любыми другими материалами или средствами, если эти материалы и средства вообще позволяют моделировать механизмы психических явлений.

Откуда уверенность в таком утверждении? Есть много мнений на этот счет даже не у религиозных людей, что сознание — нечто большее, чем проявление работы системы из рецепторов чувств, нейронной сети, гормонального фона и эффекторов действий.

Такое мнение появляется потому, что людям пока трудно зримо представить, что же именно составляет сознание, а предполагаемые ими механизмы и понимание работы нейронной сети не дают им подсказки того, что именно проявляется как сознание.

Компьютерные программы ИИ (искусственного интеллекта) или реализация на дискретных электронных компонентах, какой бы она сложной ни была, по их мнению, не заставит устройство стать одушевленным. [1]

Даже такой мысленный эксперимент как замена элементов нейронной сети на полностью эквивалентные по функциональности, но искусственные элементы, кажется может «погубить сознание», хотя, может быть, «сама система этого и не заметит­ и внешне это никак не проявится».

А между тем, каждый, кто достаточно долго наблюдал, например, обезьян, знает, что они тоскуют в разлуке с близкими. Это проявляется в резком спаде активности, потере аппетита и интереса к происходящим событиям.

Тоску и грусть как реакцию на разлуку с близкими родственниками и друзьями (мать — детеныш, самец — самка в моногамной паре, члены одной группы) отчетливо демонстрируют многие социальные животные, в первую очередь обезьяны и дельфины.

Существует факт того, что самки павианов или макак продолжали долго носить на руках умершего детеныша, явно встревоженные его необычным доведением. И только когда трупик начинал разлагаться, матери переставали реагировать на него как на собственное дитя и бросали во время дневного перехода.

Даже человекообразные обезьяны, по видимому, не достигают полностью уровня интеллектуального развития, необходимого для понимания феномена смерти.

Классический случай, когда после гибели вожака группы горных горилл двое его сыновей в течение суток оставались рядом с трупом отца, пытались заставить его шевелиться, чистили шерсть (характерное проявление привязанности и дружбы у обезьян), но затем ушли и при соединились к своим сородичам.[2]

Разумеется, крайние проявления скорби, депрессивные реакции, связанные с утратой близких и осознанием феномена смерти, в оформленном виде наблюдаются только у человека. Да и то способность постичь необратимость произошедшего приходит лишь в определенном возрасте: маленькие дети не понимают, куда ушла любимая бабушка и почему так долго не приходит.

Однако отдельные эпизоды из жизни животных позволяют думать, что в исключительны случаях привязанность между индивидами может быть столь высокой, что они не в состоянии перенести тяжесть утраты.

В 1979 году известная английская исследовательница Джейн Гудолл рассказала миру трогательную историю самки шимпанзе по имени Фло и ее сына Флинта. По мнению Гудолл, пятилетний подросток умер от горя через три недели после кончины матери. Тогда многие коллеги Гудолл сочли подобные выводы вопиюще ненаучными.

«Скорбь по поводу смерти родителей не может быть причиной смерти у животных», — решительно заявляли они.[3]

Интересно, что на бытовом уровне эмоциональность животных мало у кого вызывала сомнения. Владельцы собак хорошо знают, что даже в пределах одной породы можно встретить особей более сообразительных, спокойных и любопытных или же агрессивных, напористых, стремящихся к доминированию.

Собаки привязчивы к хозяевам, и разлука вызывает у них психологический стресс сродни отделению ребенка от матери.

Например, у одной собаки — большого пуделя — были налицо все классические признаки депрессии, когда хозяин был в отъезде: теряла аппетит, становилась вялой и апатичной, неохотно отправлялась на прогулку (обычно приглашение погулять вызывает бурю восторга).

Парадокс в том, что говорить об эмоциях животных долгое время отказывались именно этологи — специалисты по поведению. Эмоции — принадлежность внутреннего мира индивида, а этологические методы не позволяют непосредственно в него проникнуть.

Однако в наши дни взгляды Чарлза Дарвина и Джейн Гудолл находят все больше сторонников и подкрепляются исследованиями в области этологии и нейрофизиологии.

С точки зрения современных наук о поведении высшие млекопитающие — это мыслящие существа, обладающие различным темпераментом, личностными характеристиками, индивидуальным опытом и интеллектуальными способностями.

Ведущие британские специалисты в этологии и когнитивной психологии Филиппо Аурели и Эндрю Уайтен полагают, что невозможность напрямую судить о субъективном опыте животных не должна служить преградой для изучения их эмоциональной сферы. Современные методы биотелеметрии, методики сканирования активности мозга (ядерно-магнитный резонанс, позитронно-эмиссионная томография) позволяют связать активность определенных структур мозга с соответствующими эмоциональными реакциями и эмоциональной памятью. И здесь оказывается неоценимой информация, накопленная при изучении человеческих эмоций. Она дает точные представления о том, какие участки мозга возбуждаются в состоянии гнева, страха, горя или радости. Большинство структур мозга, задействованных в демонстрации базовых эмоций, у человека и других млекопитающих — в первую очередь у приматов — сходны.

Эмоциональные переживания (гнев, страх, радость) связаны с лимбической системой и корой головного мозга. Лимбическую систему иногда называют «животным мозгом — ее составные части в целом сходны у всех млекопитающих.

Важную роль в продуцировании эмоции игра ют также некоторые структуры ствола и коры головного мозга. Лимбическая система включает в себя часть ядер передней области таламуса и гипоталамус.

А одна из составляющих лимбической системы — миндалина — непосредственно отвечает за реакции страха, тревоги и агрессии у животных.[4]

Важную роль в эмоциональных реакциях играет особая структура, расположенная внутри моста и ствола головного мозга — ретикулярная формация. Это своеобразный фильтр, пропускающий только новую и необычную информацию. В ретикулярной формации находится «голубое пятно» — плотное скопление тел нейронов, нервных клеток мозга.

На их уровне эмоциональные реакции провоцируются вследствие выделения особых веществ — нейромедиаторов. Медиатором нейронов «голубого пятна» служит норадреналин.

Он оказывает мощное воздействие на эмоциональное состояние человека и обезьяны: недостаток норадреналина порождает депрессию, а избыток приводит к стрессовым состояниям.

Источник: https://mirznanii.com/a/7780/emotsii-u-zhivotnykh

Ссылка на основную публикацию